Шедевры европейской музыки XIX века представит на сцене Большого зала консерватории 24 мая Московский государственный академический симфонический оркестр. Прозвучат два блестящих романтических концерта для фортепиано с оркестром — Концерт ля минор Э. Грига и Концерт №1 ми-бемоль мажор Ф. Листа (солист — лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц), а также Симфония №3 фа мажор И. Брамса. За дирижерским пультом — один из самых востребованных дирижеров молодого поколения Филипп Чижевский.
Имя Ференца Листа связано с величайшим расцветом фортепианной музыки эпохи романтизма. Исполнитель, покоривший своей фантастической техникой и артистизмом весь европейский континент, также является одним из ярчайших композиторов середины XIX века. Свой Первый фортепианный концерт он задумал еще в двадцатилетнем возрасте, но закончил лишь спустя четверть века (1846). Это масштабное четырехчастное сочинение, объединенное принципом монотематизма, содержит немало виртуозных и лирических страниц. Партии солиста нисколько не уступает партия оркестра, полная экспрессии и тонких тембровых красок.
Именно Лист оказал особое внимание и поддержку молодому норвежскому композитору Эдварду Григу, высоко оценив его Фортепианный концерт (1868). Ныне это одно из известнейших произведений классической музыки, в котором лирический характер музыки и изумительный мелодизм сочетаются с жанровым колоритом норвежской народной музыки.
Немецкий композитор Иоганнес Брамс находился в 1880-е годы на вершине своей славы. Дирижер и пианист Ганс фон Бюлов, которому посвящена Третья симфония Брамса (1883), считал его третим великим «Б» в истории немецкой музыки: Бах — Бетховен — Брамс. Симфонии Брамса продолжают традиции Бетховена, но сложившийся четырехчастный цикл обогащается изнутри новым романтическим содержанием, а центр драматического развития переносится из первой части в финал сочинения. Третья симфония начинается в жизнеутверждающем мажоре, ее вторая часть — камерное анданте с бесхитростной мелодией, а красивейшая тема третьей части, меланхоличного романса, стала одной из самых популярных не только в творчестве Брамса, но и во всей истории музыки. Наконец, минорный финал — самая протяженная часть симфонии, где, по словам музыковеда А. Кенигсберга, «раздражается давно готовившаяся буря». В коде буря утихает, и возвращаются во фрагментах ведущие темы симфонии.
Никита Мндоянц — пианист-вундеркинд, впервые выступивший с сольным концертом в возрасте девяти лет. Во время учебы в Московской консерватории он завоевал первую премию на конкурсе имени И. Падеревского в Польше (2007) и вошел в число финалистов конкурса В. Клайберна в США (2013). В 2016 году победил на престижном Международном конкурсе пианистов в Кливленде и спустя год выступил в сольным концертом в нью-йоркском Карнеги-холле, включив в программу редко исполняемые произведения Бетховена и Шумана, а также одно из собственных сочинений. Блистательный пианист с мировой известностью, великолепный интерпретатор классического репертуара, Никита Мндоянц также является композитором, автором многочисленных симфонических и камерных партитур.
Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) — один из старейших симфонических оркестров России, отмечающий в 2018 году свое 75-летие. со дня своего основания. Первым дирижером коллектива стал в 1943 году Народный артист СССР Лев Штейнберг. Позже оркестром руководили такие прославленные музыканты как Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Под их руководством оркестр стал известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижером МГАСО является Народный артист России Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.
Филипп Чижевский — выпускник Московской консерватории, основатель и руководитель ансамбля Questa musica, С 2011 года — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России, с 2014 — дирижер Большого театра. Дважды номинирован на премию «Золотая маска» за лучшую работу дирижера в музыкальном театре. Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых ГАСО им. Е.Ф. Светланова, НФОР под руководством В. Спивакова, Musica Viva под управлением А. Рудина, Tokio New Sity Orchestra, Brandenburgische Staatsorchester, Литовский камерный оркестр и др. Осуществил ряд проектов в сфере старинной и современной музыки: музыкальный руководитель первого Барочного фестиваля в Большом театре, дирижер-постановщик шести опер современных композиторов в Электротеатре Станиславский. Впервые исполнил оперу М. Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми.