вернуться к афише
3

дек

Большой зал Московской консерватории
19:00

Рахманинов. Вокализ

Рахманинов. Вокализ

3 декабря, 19:00

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

РАХМАНИНОВ. ВОКАЛИЗ

Никита Мндоянц (фортепиано)

Наталья Павлова (сопрано)

Государственный академический симфонический оркестр России 

имени Е. Ф. Светланова

Дирижер - Ариф Дадашев

В программе:

Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Симфония №2

Вокализ

Имя Сергея Васильевича Рахманинова неотделимо от самого понятия «русская музыка». Ярчайший представитель национальной традиции, он при этом близок и понятен слушателям всего мира. 3 декабря в Большом зале Московской консерватории (одним из самых знаменитых выпускников которой является Рахманинов) прозвучат три шедевра зрелого периода творчества композитора — Второй концерт для фортепиано с оркестром, Вторая симфония и «Вокализ» для голоса с оркестром. На сцене прославленный российский коллектив — Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова. Солисты — лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц (фортепиано) и солистка Мариинского театра Наталья Павлова (сопрано). Дирижер — Ариф Дадашев.
 
Оригинальный музыкальный язык, возникший на пересечении профессиональной, народной и духовной традиций, своеобразная фортепианная фактура, блеск оркестровых и хоровых партитур обеспечили Рахманинову одно из ведущих мест в мировой музыке. Величайший пианист-виртуоз, Рахманинов далеко не сразу завоевал признание в качестве композитора. Его Первая симфония, впервые исполненная в 1897 году, потерпела сокрушительный провал — как выяснилось позже, совершенно незаслуженный. Более трех лет длилось молчание композитора, на время потерявшего веру в свои силы. Лишь в 1901 году ему удалось преодолеть творческий кризис, представив на суд взыскательной московской публике свой Второй концерт для фортепиано с оркестром. Именно в этом сочинении Рахманинов заявил о себе как сложившийся художник. Здесь в полной мере раскрылись его мелодический дар и мастерство музыкальной драматургии: от сумрачных страниц первой части к воспеванию красоты и радости жизни. Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и входит в репертуар всех профессиональных пианистов.
 
Вторая симфония ми минор была окончена Рахманиновым в 1907 году и с успехом исполнена в начале 1908 года в Петербурге и Москве. Она посвящена наставнику композитора в Московской консерватории Сергею Ивановичу Танееву — выдающемуся композитору-полифонисту. Неслучайно эта симфония насыщена мелодическим многоголосием и нередко предвосхищает стиль позднего творчества Рахманинова — в частности, его «Симфонические танцы». Рахманинов работал над четырехчастной симфонией в один из самых счастливых и плодотворных периодов своей жизни. Вот фрагмент рецензии «Русской музыкальной газеты» на премьеру: «Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность выражения… Своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца». А композитор и исследователь русской музыки Борис Асафьев писал о мелодии третьей части: «Так нежатся струи русской, прихотливо извивающейся степной речки. Можно долго идти вдоль нее, любуясь сменами и оттенками окружающего пейзажа».
 
В 1915 году Рахманинов создает «Вокализ» для голоса и фортепиано, посвятив его великой оперной певице Антонине Неждановой. Являясь когда-то всего лишь упражнением в виде пения без слов, вокализ со временем приобрел самостоятельность. И именно сочинение Рахманинова является самым известным произведением в этом редком жанре. Широкий и привольный напев «Вокализа» — с русской кружевной мелодикой, бесконечным дыханием, — известен огромному числу любителей музыки. Ему вторит насыщенная, многослойная фортепианная партия. Неслучайно сам автор создал переложение «Вокализа» для голоса с оркестром. Также существует множество его транскрипций для различных музыкальных инструментов. И это говорит о том, что мелодика Рахманинова — с ее широтой и свободой развития — едина во всех его сочинениях. И что все его творчество — своего рода один-единственный, бесконечно прекрасный Вокализ…
 
 
Поделиться

Новости

анонсы, статьи, интервью
28 марта / Концерт 28 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 3 июля. Все билеты действительны. читать далее
24 марта / Концерт 24 марта в 19:00 в Большом зале Консерватории перенесен на 7 апреля. Все билеты действительны. читать далее
11 января / Уважаемые слушатели! Вместо Алексея Мельникова в концерте будет принимать участие Филипп Руденко. читать далее
Все новости

Мероприятия

Концерты, фестивали
Афиша