Декабрь на пороге... Ззапорошил первый снег, застывают реки, покрываются инеем леса. Зимняя русская природа полна особого очарования. Одним из композиторов, замечательно передавшим красоту русской зимы, был Петр Ильич Чайковский. 9 декабря в Большом зале Московской консерватории прозвучит его Первая симфония «Зимние грезы», а также гениальный Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солист — лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц. За пультом Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением П. Когана — Александр Соловьев.
С Первой симфонии началась творческая зрелость Чайковского и одновременно — московский период его жизни. Молодой выпускник Петербургской консерватории был приглашен преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию. Первое крупное сочинение далось ему непросто, и результат не был высоко оценен его наставниками — А. Рубинщтейном и Н. Зарембой. И кто знает, как бы сложилась судьба Первой симфонии, если бы не поддержка старшего московского коллеги — дирижера и пианиста Николая Рубинштейна, взявшегося исполнить ее. Через несколько лет Чайковский переработал сочинение, и его партитура, наконец, была издана. Современники композитора не сразу оценили изумительную свежесть музыки симфонии, тонко передающей красоту зимней русской природы (о чем свидетельствует программное название сочинения - «Зимние грезы», а также названия двух его первых частей — «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Уже начальные «шелестящие» фигурации струнных напоминают летящие по накатанному снегу сани, а главная мелодия первой части рисует широту открывающегося перед путниками пейзажа. Не используя звукоизобразительный метод напрямую, Чайковский создает своего рода отражение картины в сознании, подкрепляя его выразительными мелодиями песенного склада, а в финале и плясового. Неслучайно его Первая симфония не раз становилась музыкальной основой балетных постановок.
Если с Первой симфонии Чайковского, по сути, начался «большой» русский симфонизм, то его Первый концерт -— истинный шедевр концертного жанра, признанный во всем мире, - открывает эпоху русского фортепианного концерта. Грандиозная тема вступления, драматичная главная партия первой части, тревожно-плясовая мелодия финала происходят из русско-украинского мелоса, ряд других тем — из стихии городского романса. Популярность Первого концерта настолько велика, а его мелодии настолько знамениты, что трудно поверить в первоначальное неприятие этого сочинения тем же Николаем Рубинштейном, наотрез отказавшимся его исполнять. Впервые Концерт прозвучал в 1875 году в Бостоне, в исполнении Ганса фон Бюлова, которому в результате и был посвящен. В наше время это одно из самых исполняемых сочинений Чайковского, в том числе и на сцене Большого зала Московской консерватории: Концерт является обязательным сочинением в третьем туре Международного конкурса имени Чайковского.
Никита Мндоянц — пианист-вундеркинд, впервые выступивший с сольным концертом в возрасте девяти лет. Во время учебы в Московской консерватории завоевал первую премию на конкурсе имени И. Падеревского в Польше (2007) и вошел в число финалистов конкурса В. Клайберна в США (2013). В 2016 году победил на престижномМеждународном конкурсе пианистов в Кливленде и спустя год выступил в сольным концертом в нью-йоркском Карнеги-холле. Блистательный пианист с мировой известностью, великолепный интерпретатор классического репертуара, Никита Мндоянц также является композитором, автором многочисленных симфонических и камерных партитур.
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана — один из старейших симфонических оркестров России, отмечающий в 2018 году свое 75-летие. Первым дирижером коллектива стал в 1943 году Народный артист СССР Лев Штейнберг. Позже оркестром руководили такие прославленные музыканты как Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Под их руководством оркестр стал известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижером МГАСО является Народный артист России Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.
Александр Соловьев — оперно-симфонический дирижер, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, ученик Владимира Федосеева. В 1995-2010 гг. - второй дирижер Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина. С 2009 года — дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской. С 2011 - дирижер-стажер Большого театра, где дирижировал операми Дж. Верди, В. Беллини, П.И. Чайковского, Н.А Римского-Корсакова, Р. Штрауса, М. Равеля, балетами Д. Обера и В. Гаврилина.